Как зародился Фурри-Фэндом
В нынешнее время многими принято считать, что фурри-фэндом был порожден интернетом, собственно, как и он же явил его современному миру во всей своей текущей красе (Возможно, слово «краса» стоило выделить кавычками). Это, мягко говоря, довольно распространенное заблуждение из всех прочих, которые окружают пушистое сообщество. Это именно та версия, в существование и логичность которой поверить, пожалуй, проще, чем во что-либо другое. Несомненно, интернет приложил свою «руку» к фэндому, но отнюдь не к его первоначальному зарождению, а скорее, дальнейшему росту и распространению контента, способствовал общению и объединению людей по общему интересу со всего мира. Но, давайте же обо всем по порядку…
Сейчас, опять же, мейнстрим-культуре фурри во многом известны по одному из эпизодов сериала «CSI: Место преступления«, что носит название: «Мех и ненависть» (Во всяком случае, на Западе). В ней фурри обрисованы как помешанные на сексе сумасшедшие фетишисты, которых, казалось бы, вообще мало что интересует из остальных проблем. Забавно, но даже по гик-культуре в целом, фурри остаются всего лишь нишей среди всех прочих фэндомов и групп. Последним же, как раз, фурри служат чем-то вроде подушки для битья, в адрес которой всегда отлично работали утверждения по типу: «Ну, я хотя бы не такой странный как ОНИ».
Но лично меня фурри-фэндом как раз и привлекает такими моментами. Пушистое сообщество, не чета многим прочим, развивалось в изоляции и, по сути, весьма не традиционным путем. Формированию данного сообщества не послужил какой-то конкретный канон отдельно взятого мультфильма или видеоигры. Фурри — это даже отнюдь не ньюфажное движение, если говорить. Наоборот, своим существованием и первоначальной «раскрутке», фэндом гораздо ближе и обязан куда большим олдскульной научной фантастике (где антропоморфные животные в самых разных своих интерпретациях встречались достаточно не редко), нежели современной медийной сфере и современным фэндомам. Фурри, как фэндом, вкладывает в создание своего контента и материалов куда больше уникальной ценности и оригинальности (будучи не плененным оковами определенного канона и не имеющий четкого ограничителя), нежели дешевенькие фанфикшены медийных современных фэндомов, которые часто имеют каноничный стержень, служащий так же и ограничителем, могильным камнем в зарождении своих, свободных и не скованных рамками сюжетов и канонов идей.
Любопытен и тот факт, что несмотря на существование антропоморфных животных в фольклоре на протяжение всей истории человечества, сами же фурри всячески сопротивляются связям со своими древними коллегами по цеху. Подтверждает это и Тарал Уэйн — один из самых популярных канадских художников-фантастов, удостоенный множества наград, вроде премии Хьюго и премии Rotsler. Он отмечает, что фурри рисуют свои образы на общем фоне субботних мультфильмов и комиксов, наполняя эти образы смыслами, которые возникают чаще всего в годы взросления. И на мой взгляд, это действительно имеет смысл, так как достаточно всего лишь взглянуть на мультяшные предпочтения в рисунках и стиль в фурсьютинге, чтобы однозначно заключить, что фурри ближе к образу кролика Багза Банни, нежели той же богини Бастет.
Содержание
Версус между Walt Disney и Warner Brothers
Собственно, здесь мы и попадаем в эпоху зарождения фурри-фэндома — рассвет американской анимации. Вообще, до того, как появились сами «фурри» и в обиход вошел именно этот термин, были лишь так называемые «мультяшки» (Cartoonies) или «забавные зверята»(Funny animals). Кот Феликс, Кролик Освальд и, конечно же, Микки Маус, стали одними из первых антропоморфных мультяшных персонажей еще в 1920-е годы. И пока последний, без преувеличений, завоевывал сердца, студия Warner Bros решила потягаться с Disney при помощи известной многим и по сей день франшизы Looney Tunes, которая, по сути, была альтернативой схожему направлению сборнику короткометражек у Диснея (Silly Symphonies).
Подобное противостояние стало очень хорошим опытом для мира мультипликации в целом, ведь даже несмотря на попытки одних выдавать альтернативу для просмотра вторым, каждая из студий подарила зрителю принципиально разное творчество, со своими яркими акцентами и нотками. Мир Walt Disney показывал, в основном, забавных животных в приключениях, полных фарса, предназначенных для всей семьи. С другой же стороны, Warner Brothers, хотя бы с помощью тех же Looney Tunes, всегда хорошо понимали четвертую стену и умели грамотно ее разрушить. И в принципе, творчество их было ориентировано на поп-культуру, а в своих мультфильмах могли позволить персонажам вести себя достаточно открыто, «грязно» и максимально приближенно к человеку в целом, нежели к животным. В общем, после длительного противостояния оказалось, что смешные и озорные мультяшки Диснея не такие уж смешные и «Братья Уорнеры» все же знали больше толка в дураченьи. Впрочем, животные Диснея тоже претерпели некоторые изменения и тоже в некотором роде перестали быть животными, выйдя на принципиально отличный образ.
Робин Гуд (1983)
И если Луни Тьюнз удалось доказать, что забавным животным совсем не обязательно быть именно животными, то Дисней, в свою очередь, показал нам, что забавным животным совсем не обязательно ВСЕГДА быть забавными или, тем более, сумасбродными. И полнометражный мультфильм Робин Гуд — отличное тому подтверждение. В нем не только делается большой упор на личности и отношения персонажей, но и в целом затрагиваются вполне взрослые темы, не говоря уже о замечательной романтической линии. В мультфильме вообще, если подумать, никак не говорится о том, что речь идет об антропоморфных животных. Конечно, в нем не мало шуток, основанных на животных видах (например, слоны, использующие свой хобот вместо трубы), но далеко не все они созданы для того, чтобы выставить животных забавными или подчеркнуть, что все они по своей сути дурачатся. Как уже отчасти было сказано, в мультфильме есть по-честному острые и захватывающие моменты. Но все эти события, словно лишь по воле случая (а не иным причинам или осознанному личному выбору), доводится отыгрывать антропоморфным животным, что действуют КАК люди, но ВМЕСТО людей. Получается, огромный вклад Робин Гуда в фурри фэндом связан не с тем, что это был по сути эксперимент в индустрии, и даже не с тем, что он является взрослой работой (находящей одновременно отклик и в детских сердцах), а с тем, что это был первый мейнстрим-фильм для широкого проката, который представил антро-животных не забавными зверушками, но полноценным жанрово агностично-стилизованным выбором.
Дальнейшее развитие и олимпиада в истории фурри фэндома
В 1980-м, пушистое сообщество только начинало свое слияние с фэндомом научной фантастики. И вот, случилось так, что на NorEasCon II (собственно, съезд любителей научной фантастики) в 1980 году фурри-художник Стив Галлаччи представил свою художественную работу с изображением персонажа кошки-солдата Эрмы Фельны (Erma Felna). Заинтересованные участники довольно быстро собрались вокруг стенда с данной работой, да и вокруг самого Галлаччи тоже. В результате, первые группы фурри регулярно встречались на съездах в начале 80-х годов и в дальнейшем, чтобы обсудить работы с антропоморфными животными и по возможности произвести торги за тот или иной арт. Эта самая, так называемая «Группа Галлаччи», в конечном итоге получила достаточную критическую массу, которая в последующем и объединилась в Rowrbrazzle — первую ассоциацию любительской прессы с уклоном в антропоморфизм с направлением больше в сторону взрослой аудитории (Далее ежеквартально с февраля 1984 года выпускался и одноименный арт-журнал, посвященный все тем же фурри и антропоморфным персонажам мультфильмов).
Очередной толчок фурри-фэндому дал WesterCon (еще одна региональная научно-фантастическая и фентезийная конвенция). В 1985 и 1986 годах в программе этой самой конвенции вписывались первые неофициальные и официальные фурри встречи и вечеринки, организованные обычными фанатами своего дела Марком Мерлино и Родом О’Райли из пушистой коммуны The Prancing Skiltaire. (The Prancing Skiltaire -частная резиденция в Калифорнии, принадлежащая Марку Мерлино, в пределах которой так же организовывались встречи фанатов антропоморфов и всего близкого к этому направлению). Медленно, но верно, фурри, уже пребывавшие на тот момент в фэндоме по самым разным причинам, обнаруживали, что они были далеко не единственными и их ряды с каждым разом заметно росли.
Звералимпиада (Animalympics) — американский мультипликационный фильм производства киностудии Lisberger Studios, выпущенный компанией Warner Bros в 1980 году, так же стал важной частью в развитии фурри-фэндома. Был первоначально ничем иным, как 7-минутной пародией на ажиотаж вокруг Олимпийский игр, в последующем же за счет поддержки от NBC (Национальная широковещательная компания), разрастается до двух 30-минутных фрагментов (про зимние и летние игры, соответственно), которые в последующем из-за нелегкой релизной судьбы превратились в единый мультипликационный шедевр своего времени.
(Дело в том, что президент Картер бойкотировал летние Олимпийские игры 1980г в Москве, отчего руководство компании сочло неуместным дальнейший показ олимпийской темы на фоне горечи разочарования олимпийцев, так и не попавших в Москву. Предварительно, в 1979 году был показан лишь первый кусок фильма про зимние игры, но не летние).
(Несколько членов производственной команды Animalympics в дальнейшем смогли поработать и над более крупными и яркими вещами, например: сам Лисбергер стал соавтором и режиссером фильма «Трон», арт-директор и аниматор Роджер Аллерс режиссировал «Король-лев», режиссер-аниматор Билл Кройер написал и выпустил «долину папоротников» (FernGully), а аниматор Брэд Бёрд стал действительно большим человеком и сейчас известен по таким работам как «Стальной гигант» и обеим частям «Суперсемейки».)
Всевозрастной юмор этой ленты (Animalympics), который по идее предназначался для любителей Олимпиады, в итоге стал весомым аргументом в пользу фурри о том, что антропоморфные животные — это отнюдь не какие-то там «штучки для детей», а вполне смотрибельны и взрослыми, тем более, что и затрагивают такие взрослые темы, как Олимпиада. Мультфильм также похвастался невероятно разнообразными животными, в том числе и многими видами, которые «до» или даже «после» не были антропоморфизированы в анимации, а ныне в качестве фурсон и вообще приктически не встречаются. Совершенно резонно он был показан и на вечеринке WesterCon в 1985 году и в течение десятилетия становился популярным выбором для просмотра на пушистых вечеринках. Вплоть до такой степени, что его прозвали чем-то вроде «каменного ужаса фурри фэндома», поскольку фанаты реально заучили все диалоги и могли воспроизводить их наизусть по памяти. Сам же показ ленты не ставился под вопрос или сомнение до такой степени, что реально данное обстоятельство было сравнимо разве что с непреклонностью и прочной «стабильностью» камня.
Эпоха возрождения анимации (Середина 80-х до нулевых)
Середина 80-х и 90-е года считались эпохой ренессанса для анимации, особенно телевизионной анимации. Серьезно, вы только представьте: этот период по своей длине охватывает весь жизненный цикл Warner Bros Televison, ренессанс Диснея (от Русалочки до Тарзана) и расцвет/подъем анимэ в Штатах. Немного меньше, чем через 50 лет после того, как Warner Bros и Disney создавали контент, который помог зародиться первым фурри, эти ребята вновь берутся за дело и упорно работают над новым контентом, который вдохновляет уже новое поколение фурри.
И началось все это с «Мишек Гамми» Диснея в 1989-м, первого плода производства анимации студии, который стал своеобразными ногами для полноценной ходьбы и последующей почти монополизации рынка. И буквально с небольшим интервалом после этого шедевра последовали и другие, даже гораздо более успешные проекты, такие как: Чип и Дейл, Утиные Истории и Чудеса на Виражах. Каждый из этих мультсериалов считался лучше предыдущего, настолько вот уверенной поступью шел Дисней. Их мультфильмы заполонили телевидение и в буквальном смысле захватили всю категорию семейного просмотра. Надо ли говорить, как часто и с каким напором образ антропоморфных животных подавался зрителю через все эти проекты?
Что же до студии Warner Brothers Animation, которая хромала еще с тех самых пор, как была вновь открыта в 1970-м, то и она сделала в итоге свой годный выстрел. В 1990-м успех студии принес небезызвестный Tiny Toon Adventures, а уже после — Аниманьяки, а также Пинки и Брейн (В каждом из которых оставался как минимум один неизменный элемент -дурашливое поведение героев, ставшее визитной карточкой студии еще с тех самых давних пор). Конечно, были и редкие исключения, вроде мультфильма «Коты не танцуют» (Cats dont dance).
Эпоха возрождения анимации удачно совпала с расцветом фурри конвенций и уже реально открытых, публичных мероприятий. В 1989 году уже известные нам организаторы «комнатных» вечеринок Мерлино и O’Райли помогли организовать ConFurence Zero в Коста-Меса, штат Калифорния. Предполагалось, что это будет испытание, своего рода тест, дабы посмотреть, а будет ли вообще работать самостоятельная, то есть исключительно фурри-конвенция, без каких-либо зависимостей от научной фантастики и кого бы то ни было. И несмотря на небольшую посещаемость, в следующем году все же была проведена первая официальная пушистая конвенция ConFurence 1. А вот фурри на Восточном побережье, когда почувствовали некоторую дискриминацию в свой адрес на Philcon в 1994 году, решили провести свою собственную конвенцию, Furtasticon, которая показала, что на этой стороне страны достаточно фурри, чтобы поддержать собственную тусовку и организовать свой конвент с блэкджеком и теми самыми. И уже после всех этих стартов, новых организаций конвенций, в 1999 дебютировала конвенция Антрокон в Питтсбурге, которая в итоге стала крупнейшей во всем мире.
Становление собственной демографии (2000 год и до настоящего времени)
И вот только сейчас, на заре тысячелетия, многие из тех, кто считал себя «фурри» еще в эпоху Ренессанса, в итоге нашел себя и близких по духу людей в интернете, что, несомненно, очень явно сказалось на возрастающих цифрах статистики «населенности» пушистого сообщества. И цифры эти привели как к росту региональных конвенций, вроде Furry Weekend Atlanta, и международных, таких как Rather Brilliant Weekend в Великобритании и MIDFur в Австралии. Образовывались и активно развивались ресурсы, такие как: DeviantArt, SheezyArt и FurAffinity, которые так же открывали дополнительные пути для коммуникации и давали возможность покупать и продавать тот или иной контент (преимущественно арт), да и просто делиться творчеством в специальном пространстве, которое в первую очередь предназначено именно для любителей антропоморфных животных.
Разумеется, по мере роста своей заметности среди прочих фэндомов, росла так же и видимость в среде средств массовой информации и интернет культуре в целом. И реакция, стоит сказать, варьировалась и варьируется до сих пор между каким-то неодобрением и активным негативом. Порой даже до такого открытого и нелепого, что случилось даже на страницах комикса xkcd (а он изначально вообще не о фурри и даже не о субкультурах), повидать, как фурри-фэндом обвиняется в лицемерии, а рассматривается подобно какой-то грязи, да и вообще довольно открыто подается «около предположение», что все фурри имеют сексуальный фетиш в плане меха. Не скажу за остальных, но лично в моем опыте нечто подобное никогда не было чем-то ярко выраженным, а все намеки на что-то сомнительное выветрились еще в подростковом возрасте. Впрочем, не только фурри фэндом удостоился праведного огня ненависти, а потому, из-за распыления людского гнева на всех прочих (вроде Брони, коих тоже за всякое хейтят) пушистому сообществу периодически удается перевести дух или оставаться в стороне вовсе…до определенного момента, разумеется, пока не пойдет новая вспышка негатива и чьего-то негодования.
В принципе, современная медийная сфера продолжает «подкармливать» фурри достаточным количеством продуктов, чтобы последние оставались насыщенными. Вспомнить хотя бы Аватар — один из самых незабываемых фильмов про кошкоподобных инопланетян (внешность которых многие находят сексуальной), ну или енота Ракету из вселенной Марвел. И это лишь спешные примеры, само собой, их гораздо больше. Просто, забавная штука, но все эти компании, что вдохновляли пушистое комьюнити все эти десятилетия назад, теперь словно ухаживают за своими «детьми», которых взрастили когда-то, если можно так выразиться. Диснеевскому Зверополису было просто суждено стать «пробным камнем» уже для следующего, нового поколения фурри. Сюжет мультфильма невероятно идеален для того, чтобы затащить на сеанс не только самих фурри, но и их друзей, знакомых, родителей и т.д., которые могут быть вообще не знакомы с тематикой антро и не знать истории фэндома. Определенно семейный, но не такой уж детский проект, как, например, Зверопой (Sing!). А тот же Ник Уайлд, озвученный Джейсоном Бейтманом (далеко не последним по привлекательности голосом) и выглядящий ну как вылитый Робин Гуд версии 2.0 каким-то невероятным/волшебным образом привлекал к себе внимание и даже влюблял в себя тех, кто не являлся фурри до того момента (или даже не стал таковым уже после). На самих же фурри он скорее оказывал эффект кошачьей мяты.
И в Дисней знали об этом, догадывались о подобных эффектах на публику, потому что предварительно, еще до показа, рекламный толчок для мультфильма имел самое прямое отношение к группе Furlife (соц группа, работающая непосредственно с аудиторией фурри-фэндома). Целью этого хода было побуждение участников фэндома разнести новость о выходе Зверополиса среди как можно большего количества своих друзей, членов семьи и, по возможности, даже среди остальных людей, не являющихся знакомыми этих фурри.
Сейчас же фурри приобрели такую критическую массу, как фэндом, что они в буквальном смысле продаются и продвигаются публике всеми теми вещами, которые любят и любили еще давно. Вот только сейчас они уже невероятно далеки от тех мрачных деньков, когда еще получали косые взгляды от PhilConи ее участников с дискриминационными замашками. В течение последних 80 лет, фурри вообще исчезли из «ниши среди ниш» в научно-фантастическом фэндоме, перестали быть тенью этих конвенций и стали достаточно самостоятельными для собственного прочно укоренившегося фэндома, причем, в их собственной маркетинговой демографии. Будущее фурри-фэндома, как и любого другого фэндома, сложно предугадать наверняка, хотя, их сфокусированность на оригинальном творчестве, не прикрепленного ни к одному из конкретных канонов, дает им те самые «ноги Диснея» (точнее, даже целых 4 лапы, наверное), которых обычно так не хватает прочим медиа-фэндомам современности. Поэтому лично я затрудняюсь сказать, что же будет дальше, учитывая, что те же крупные студии все еще рады принять участников пушистого сообщества под свое крыло и прикормить хорошим контентом.
Но одно я могу утверждать наверняка, без всяких сомнений… кто бы что ни говорил, как бы то ни происходило в прошлом, и что бы ни случилось уже в будущем — это все заслуги Диснея и Уорнес Бразерс. И во многом, каким фэндом будет дальше, тоже в руках именно этих студий, когда-то ставшими не только прародителями фурри-фэндома, но и путеводной звездой сообщества на протяжении не одного десятка лет истории.
В заключение же, от себя лично хотел бы добавить, что изученные материалы помогли мне сложить костяк интересного паззла, по результату проделанной работы же открыл для себя не мало неизвестных мне ранее фактов, нюансов и моментов из истории создания фурри-фэндома. Надеюсь, что и вам данная не только придется по вкусу в качестве ежедневного чтива, но и станет полезной, дав ответы на многие интересующие фурри (особенно, молодых и из нового поколения) вопросы. В подобном случае, буду всем крайне признателен за отзывы и распространение статьи. В действительности, в нее вошли материалы, являющиеся по сути самыми оригинальными и заслуженно ставшими признанными трудами самых первых родоначальников пушистого сообщества. Стоит ли говорить, что в этот костяк входили люди уважаемых, востребованных профессий, которые произвели революцию в эпоху Ренессанса, описанную в одном из пунктов? (Например, писатели, аниматоры, журналисты, публицисты и даже психологи). И на мой взгляд, если верить не им, не дядькам 1950-х и 60-хгодов рождения, получившим в итоге множество наград или которые просто были признаны сообществом, которые приложили свою руку к созданию первого специализированного творчества и организации конвенций, то тогда кому именно стоит верить? Чуть ниже, я как раз и выделю всех этих людей, как и материалы (за их авторством чаще всего), которые длительное время изучал и коими руководствовался при написании данной статьи. Ну а на этом я с вами прощаюсь, спасибо за внимание и… всего наипушистого!
Данная статья написана с предварительным изучением материалов и использованием литературных/книжных трудов следующих людей:
- Фред Паттен (Fred Patten) — историк фурри- и аниме- фэндомов, литературный критик, автор многочисленных статей, имеющих отношение к фурри-тематике, учредитель премии Ursa Major Awards. За свой вклад в фурри-культуру Фред Паттен причисляется к основателям фурри-фэндома (Он же являлся длительный срок редактором журнала Rowrbrazzle).
- Тарал Уэйн (Уэйн Макдональд) — известный своим псевдонимом Тарал Уэйн, является одним из самых известных в Канаде художников-фантастов, но с 1987 по 2012 год был номинирован на премию Хьюго. В октябре 2008 года было объявлено, что Тарал стал лауреатом ежегодной премии Rotsler.)
- Род О’Райли (Rod O’Riley) — соучредитель конвенций ConFurence и Califur. Его часто называют одним из членов-основателей организованного пушистого фэндома вместе со своим давним другом Марком Мерлино. Родни — редактор и главный писатель In-Fur-Nation, furry news-zine и член ассоциации антро литературы и искусства. Род также участвовал в Furry Fandom Lounge на Worldcon в 1996 и 2006 годах, а также в NASFIC (проводится, когда Worldcon проходит за пределами Северной Америки) в 1999 году.
- Марк Мерлино (Mark Merlino) — соучредитель и директор ConFurence (ConFurence 10), помог найти свои первые и вторые отели и часто идентифицируется как один из основателей фэндома, вместе с его давним другом Родом О’Райли. У него есть знаменитое «пушистое» домашнее хозяйство «The Prancing Skiltaire» в Garden Grove, Калифорния, и он был основателем организации Cartoon / Fantasy. Он создал первую для фурри систему BBS (электронный выкуп и заказ билетов), Tiger’s Den (площадка для покупки и продажи артов), которая была размещена у него дома, и (с Родом) организовал первые пушистые вечеринки в 1985-86 годах, особенно в Вестерконе.
- Стивен Галлаччи (Steve Gallacci) — фурри-художник, который создал и опубликовал Albedo Anthropomorphics, черно-белый альтернативный комикс с антропоморфными забавными персонажами животных, который считался крупным вкладом в происхождение пушистого фэндома. Галлаччи был почетным гостем на ConFurence 2, состоявшемся в 1991 году, и VIP на RBW в 2007. Также был Почетным гостем наEurofurence 14 в 2008 году.
- Джо Страйк (Joe Strike) — также известный как профессор Майрон Дж. Комус (или просто Comus). Писатель и художник, который является давним участником фурри-фэндома. Автор известнейшей и признанной среди фурри книги «Furry Nation: The True Story of America’s Most Misunderstood Subculture» (Истинная история самой неразрешенной/непонятой субкультуры Америки).